День 1 Москва Ургенч Хива | Прилет в Ургенч. Трансфер в Хиву Размещение в гостинице. Свободное время. Мастер класс по приготовлению "Плова Хивинского" Ужин с фольклорным шоу |
День 2 Хива | Завтрак в гостинице. Экскурсия по городу. Минарет Кальта - Минар—минарет, расположенный на территории Ичан-Калы — внутреннего города древней Хивы (Узбекистан). Построен в 1852-1855. Минарет Кальта-Минар (короткий) был задуман Мухаммад Амин-ханом как самый большой на мусульманском Востоке (диаметр основания — 14.2 м). По плану высота минарета была 70-80 метров, а диаметр должен был резко уменьшаться с высотой, что сделало бы минарет более прочным. Но строительство остановилось на высоте 29 м. Согласно Хивинскому историку Агахи, строительство не было закончено, из-за смерти Мухаммад Амин-хана в 1855году. А легенда повествует о том , что эмир Бухары, узнав о строительстве уникального минарета в Хиве, захотел построить такой же в Бухаре, и договорился с мастером, что он сделает это, как только закончит работу в Хиве. Хивинский хан, узнав об этом, отдал приказ убить мастера сразу после того, как он закончит строительство. Дошла эта новость и до мастера, и он сбежал, оставив минарет незаконченным. Минарет известен именно благодаря своей незавершенности, а также благодаря уникальному декору ( Кальта-Минар — единственный минарет, полностью покрытый глазурованной плиткой и майоликой). Медресе Мухаммед Рахим Хана. К востоку от площади перед цитаделью Куня-Арк расположено медресе Мухаммад-Рахимхана. Мухаммад-Рахимхан II слыл просвещенным монархом, он покровительствовал ученым и поэтам, сам писал стихи под литературным псевдонимом Фируз. Под его патронажем проводилась реформа традиционного образования, в результате которой в Хиве открылись первые, так называемые, новометодные школы, в которых кроме арабского алфавита и чтения Корана изучались и светские науки. Обед. Продолжение экскурсии. Мавзолей Пахлаван Махмуда. В близи Джума-мечети, среди лабиринта узких улочек возвышается громадный бирюзовый купол с золотым шаром – куба. Это мавзолей Пахлавана Махмуда. Пахлаваны – богатыри всегда почитались в народе, и каждый порядочный силач заслуживал своей легенды. Удостоился этой чести и хорезмиец Пахлаван Махмуд – скорняк по профессии, богатырь по сложению, философ по духу и поэт по призванию. В общем, это был человек разносторонних дарований, подобно деятелям эпохи Возрождения, чью зарю он успел встретить. Комплекс Пахлавана Махмуда принадлежит к лучшим образцам средневекового зодчества и заслуженно считается одной из жемчужин историко-художественного наследия Хивы. Медресе и минарет Ислам Ходжа. В этот практически современный комплекс, относящийся к началу XX века, входят минарет и медресе, объединенные под именем Ислама Ходжи - премьер-министра хивинского хана Исфандияра. Минарет Ислама Ходжи называют символом Хивы. Медресе Ислам Ходжа расположено за минаретом. Оно состоит из 42 худжр и большого купольного зала. Мастерство зодчих можно увидеть в контрастных комбинациях архитектурных форм, умело использованных на ограниченном пространстве. Ниша михраб украшена майоликой и резьбой по ганчу. Фасад отделан глазурью. Мечеть Жума-Среди среди множества хивинских мечетей особое место принадлежит пятничной Джума-мечети. Джума мечеть уникальна по строению, она не имеет порталов, куполов, галерей и внутреннего двора. К мечети есть доступ с трех сторон. Потолок большого зала опирается на 213 деревянных колонн. Эти колонны созданы в XI-XV веках и доставлены сюда с других древних построек. Колонны пленяют своей удивительной орнаментальной резьбой. Медресе Аллакули-хана. В оформлении главного фасада преобладает майолика хорезмского типа в чёрно-белых и голубых тонах, в тимпанах, рамах двойной аркады и трёх четвертях колонн портала также присутствуют изображения в чёрных контурах. В нескольких худжрах на первом этаже располагалась городская библиотека, основанная Аллакули-ханом и содержавшаяся за счет доходов от караван-сарая и Тима Аллакули- хана, которая обеспечивала книгами студентов хивинских медресе. Дворец Тош-Ховли. Дворец хивинских ханов Таш-хаулисчитается одним из лучших образцов светской архитектуры XIX века. Строительство его велось в течение десяти лет, начиная с 1831 года, зодчими Усто Таджиддином и УстоКаландаром. Таш-хаули, что значит Каменный двор, расположен у ворот Палван-дарваза и представляет собой громадный комплекс парадных дворцовых и жилых построек, обнесенных глухой кирпичной стеной, увенчанной зубцами. Всего во дворце насчитывается сто шестьдесят три комнаты. Ужин. Ночь в гостинице. |
День 3 Хива | Завтрак в гостинице. Однодневный тур в Аязкалу и тупрак калу. Обед. Свободное время. Ужин. |
День 4 Хива -Бухара | Завтрак в гостинице. Свободное время. Обед. Трансфер на вокзал в город Ургенч. Выезд в Бухару поездом в СВ (время в пути 5часов 53 мин).в Прибытие в 20:56 в город Когон. Трансфер в Бухару. Размещение в гостинице Ужин. Свободное время для отдыха. Ночь в Бухаре. |
День 5 Бухара | Завтрак в гостинице. Сегодня у нас будет целый день экскурсий по древней Бухаре. Посещение Мавзолея Исмаила Самани (IX-X вв .). Мавзолей Саманидов по праву считается шедевром, одним из совершеннейших произведений мирового зодчества. Архитектурный облик мавзолея Саманидов определяется исключительно древними традициями восприятия окружающего мира. Мавзолей - куб, накрытый куполом-полусферой, является зримым воплощением и уменьшенной Моделью Мира. Оно первое в Центральной Азии здание, выстроенное из обожженного кирпича, Стены усыпальницы снаружи и изнутри сложены узорчатой кладкой из фигурных обожженных кирпичиков. Специалисты насчитывают более двадцати конфигураций использованного кирпича. Человеку XXI века, привыкшему к промышленным технологиям современного строительства, трудно вообразить, что для мавзолея Саманидов каждый кирпич из глины лучшего замеса отдельно формовали, обжигали в гончарной печи и заботливо шлифовали, прежде чем искусные каменщики принимались выкладывать рисунок стен. Мастера прошлого распорядились так, что в течение дня орнамент меняется в зависимости от освещения. Подобного способа декоративного оформления стен не знает ни один памятник мировой архитектуры. Знатоки утверждают, что лучше всего наблюдать игру светотени при лунном свете. ЧашмаиАюб (XIV в.) Вблизи мавзолея Саманидов, у руин древней городской стены, расположен мавзолей Чашма-Аюб. Островерхий силуэт его шатрового перекрытия заметно выделяется среди куполов бухарских мечетей и медресе. Этот мазар возник в XII веке возле источника, связанного с именем библейского пророка Иова, или как его называют на Востоке – Аюба. По преданию, святой Аюб под видом странника в незапамятные времена прибыл в Бухару, ударил в землю посохом, и здесь появился колодец с чистейшей, целебной водой. По-видимому, почитание этого источника связано с древним зороастрийским культом воды – одной из великих сил природы. Над колодцем был возведен мавзолей, который так и назвали – Чашма-Аюб, то есть источник Иова. Мавзолеи Чор Минор. Среди множества исторических памятников Бухары медресе Чор-Минор выделяется неординарностью архитектурных форм. Его четыре, стоящих почти вплотную друг к другу, минарета издали похожи на бутоны неведомых лазоревых цветов. Вблизи минареты превращаются в довольно высокие, массивные башни, как бы сжимающие кубическое здание с куполом. Ансамбль Поли- Калон включая минарет Кальян (XII в) Пятничная мечеть Калян – одно из старинных зданий, составляющих ансамбль площади Пои-Калян. Соборная мечеть у мусульман всегда имеет значение не только главной мечети, но и центра общественной жизни исламского города. Легендарный минарет Калян – выдающийся памятник зодчества, уникальный образец инженерной мысли средневекового Востока, а его силуэт давно стал символом Благословенной Бухары. Почти девять столетий возвышается величавый минарет. Его не могли поколебать ни природные, ни политические катаклизмы. В разные века он служил и дозорной башней и маяком. Зодчий по имени Бако, заложил в 1127 году фундамент башни из кирпича, на растворе из ганча, замешанном на верблюжьем молоке, Через два года фундамент стал прочным, как камень и на нем построил минарет, получивший наименование Калян – Великий. Этот великан имеет высоту около сорока семи метров, основание уходит в землю на глубину десяти метров. Минарет Калян был сооружен целиком из жженого кирпича. Его мощный, слегка суживающийся кверху ствол, завершается цилиндрическим фонарем-ротондой с шестнадцатью сквозными арочными проемами. Диаметр у цоколя составляет девять метров, у основания фонаря он равен шести метрам. Основание фонаря и его завершение оформлено сталактитами. Первоначально высота минарета достигала пятидесяти метров, так как над фонарем было еще одно звено, от которого сохранился лишь центральный стержень. Выстроенные рядом с минаретом пятничная мечеть Калян и медресе Мири-Араб образуют центральную площадь старой Бухары, известную под наименованием Пои Калян – Подножие Великого. Посетим и действующее медресе Мири–Араб(XVI в.), которое и по сей день считается наиболее известным и одним из крупнейших в мусульманском мире духовных высших учебных заведений. Знаменитый ЛябиХауз (XVII в.) Архитектурный ансамбль Ляби-хауз, состоящий из трех монументальных зданий, расположен в самом центре Бухары. Его отличительной особенностью является то, что , вопреки общепринятым традициям, центром его застройки стала не городская площадь или перекресток улиц, а водная гладь большого бассейна – хауза. Медресе Кукелдаш (XVI в.) - Медресе в Бухаре, входящее в ансамбль Лябихауз. было построено во время правления Абдулла-хана II по распоряжению Кулбабыкукельташа, высокопоставленного сановника и известного мецената. В настоящее время в медресе находится музей, посвященный писателям Садриддину Айни и Джалола Икроми. Медресе — самое крупное в Средней Азии, его размеры 86 х 69 метров, за счет этого оно вмещает в себя 160 худжр. В южной части по сторонам от портала находятся дарсхана и помещение внутренней мечети, по периметру внутреннего двора находятся худжры, порталов из худжр во двор не предусмотрено, за счет чего в медресе тесно и неудобно. Внутри медресе богато украшено мозаикой и майоликой, особенно хороши купола проходных коридоров. Снаружи медресе украшено достаточно скупо, только срез арки иайван украшены майоликой. Медресе Нодир Диван Беги (XVIIв.) Медресе в Бухаре, входящее в архитектурный ансамбль XVI—XVII веков Ляби-хауз. Медресе было построено в 1622—1623 годах визирем Имамкули-хана Надиром диван-беги в качестве караван-сарая, но в дальнейшем было переоборудовано в медресе, нынче туристы здесь могут попробовать местную кухню на ужин и наслаждаться просмотром шоу программ национального фольклора. Медресе Улугбек (XVв.). Внук Амира Темура Мирзо Улугбек, царствовавший в Мовароуннахре в первой половине XV века, построил три медресе. Первое было сооружено в 1417 году в Бухаре. К тому времени Бухара уже на протяжении нескольких веков была известна как столица исламской учености. На Востоке очагами науки и образования всегда были медресе. Именно поэтому по указанию просвещенного монарха, «ученого на троне», как именовали Улугбека, на входной двери, украшенной тонкими наборами, был вырезан афоризм: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина и мусульманки». А на укрепленной рядом бронзовой пластине для стука в дверь каждого входящего встречала надпись: «Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты врата божьего благословения». Посещение дворца Арк (XVIв.). Арк – древнейшая цитадель, сохранившаяся до нашего времени. Он представляет собой насыпной холм высотой двадцать метров со скошенными гранями, площадью четыре гектара. Внутри, в кольце крепостных стен, Арк был тесно застроен еще в пору раннего Средневековья. Первые сведения об Арке приводятся в «Истории Бухары» АбубакираНаршахи, где говорится: «Правитель Бухары Бидун Бухархудот построил эту крепость, но она вскоре разрушилась. Сколько он строил, столько разрушалась». Обратились к мудрецам, и те посоветовали построить крепость на семи опорах, наподобие созвездия Большой Медведицы. И Арк перестал разрушаться. Для завершения экскурсии по Бухаре посетим Комплекс Боло – Хауз, выстроенную в 1712 году на средства состоятельных горожан гузарную, то есть квартальную мечеть Боло-Хауз (XVIII в.) Ужин у нас будет в старинном медресе, где вы можете насладиться просмотром шоу программы с выступлением национального фольклора. Ночь в Бухаре. |
День 6 Бухара-Самарканд | Завтрак. после завтрака поситите дом мастерскую потомственных гончаров (в 7ом поколении). Мастер класс по гончарному делу. обед. Трансфер на вокзал. В15:52 Выезд в Самарканд на высокоскоростном поезде Афрасияб(310 км, время в пути 01:30мин). Прибытие в Самарканд Размещение в гостинице. Свободное время. Ночь в Самарканде. |
День 7 Самарканд | Завтрак. Экскурсия по Самарканду. В средние века Самарканд называли «Cердцем Великого шелкового пути», а Регистан – «сердцем Самарканда». Самарканд — один из древнейших городов мира, центр исторической области и государства Согдиана. Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. В XIV веке стал столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов. Начинаем экскурсию с Площади Регистан (XV-XVII вв.). Площадь Регистан является главной достопримечательностью не только Узбекистана, но всей Центральной Азии. Расположенная в возвышенной части города, эта площадь с ансамблем из трех медресе сформировалась около шестисот лет тому назад. Лишь немногие города мира. могут похвалиться столь древней застройкой площадей, дошедшей до наших дней. В Самарканде говорят, что все дороги ведут к Регистану, Действительно, громадные порталы, купола и минареты медресе Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари видны со всех сторон и как бы притягивают к себе все главные городские магистрали. Мечети Биби-Ханум (XIV в.) Самым грандиозным сооружением, отстроенным в годы правления Амира Темура, является пятничная соборная мечеть, известная под названием «Биби- Ханым». Строительство ее было начато в 1399 году, после победоносного похода Темура в Индию, и продолжалось до 1404 года, то есть работы велись по тем временам необычайно быстро. К участию в строительстве и отделке мечети были привлечены лучшие зодчие, мастера, каменотесы и художники не только из Самарканда, но и из покоренных Темуром стран. На тяжелых работах использовались и девяносто индийских слонов. Центрального базара «Сияб» - Сиабский базар – самый большой в городе и самый древний. Он встречает покупателя обилием фруктов и овощей, произрастающих в плодородной долине Зарафшана. Пирамиды арбузов и дынь, мешки с грецкими орехами, кишмишом и курагой – сушеными абрикосами, гроздья винограда и соблазнительные горки инжира так и манят сладкоежек. Краснобокие яблоки и душистые груши лежат на прилавках рядом с кожистыми плодами гранатов. В воздухе носится пряный запах специй – перца и шафрана, кардамона и мускатного ореха, зиры и тмина. Целый ряд прилавков занят особым местным лакомством – запеченными в золе подсоленными абрикосовыми косточками. И, конечно, лепешечный ряд предлагает на выбор семнадцать видов золотистых самаркандских лепешек. В Самарканде живут семьи потомственных мастеров-лепешечников, выходцев из селения Галя-Осио. Считается, что лишь выпеченные в специальных керамических печах-тандырах, натопленных стеблями хлопчатника, лепешки сорта осиоги-нон будут особенно вкусными и ароматными. Такая лепешка может служить отличным сувениром на память о Самарканде, поскольку со временем она не теряет не только аппетитного внешнего вида, но и своих вкусовых достоинств. Мавзолея Гур-Эмир (XIV в.) Усыпальница Амира Темура – Мавзолей Гури-Амир принадлежит к лучшим образцам зодчества средневекового Востока и занимает особое место среди памятников эпохи Темуридов. Усыпальница Темура поражает гармоничностью архитектурных пропорций – на восьмигранном основании находится цилиндрический барабан, на котором покоится величественный двенадцатиметровый ребристый купол, покрытый майоликовой облицовкой зеленовато-голубого тона с синими узорами. Здание снизу опоясано мраморной панелью. В начале XIX века во время сильного землетрясения верхняя частькупола обрушилась, но была восстановлена. Над входом вмавзолей была установлена мозаичная плита с арабской надписью: «Это могила султана мира, Амира Темура Гурагана». В 1905 году плита была похищена, а через год очутилась в Стамбуле, а затем в Берлине. Деревянные двери мавзолея были украшены резьбой и инкрустацией. Комплекса Шахи-Зинда (IX-XIX вв.) Некрополь Шахи-Зинда – это один из самых живописных историко-архитектурных памятников Самарканда эпохи Амира Темура. Он возник в XI веке на окраине Афрасиаба, возле мазара святого Кусама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда, и застраивался вплоть до середины XV века. Кусам ибн Аббас погиб в VII веке в Самарканде в бою с язычниками и был погребен на юго-восточном склоне городища Афрасиаб. Согласно старинному преданию, на самом деле он не был убит, а спустился через колодец под землю, чтобы в назначенный день вернуться к людям. Поэтому прозвище Кусама «Живой царь» – Шахи-Зинда впоследствии стало названием всего комплекса. Музея "Афросиаб". Музей истории основания Самарканда “Афросиаб” (Афрасиаб)– это музей Самарканда, посвященный истории основания города. Городище Афросиаб, некогда расположенное в центре древнего Самарканда, было разрушено монголами в начале 13 века. Экспонаты музея наглядно показывают историю развития города Самарканда, начиная со времен завоевания Александра Македонского. Одними из самых ценных артефактов музея являются находки, сделанные в ходе проведения археологических раскопок на Афросиабе, каждая из которых принадлежит различному периоду истории городища. К ним относятся ассуарии, фрагменты древних мечей, ножей, стрел, монеты, керамика, а также части фресок Самаркандского дворца, принадлежащего династии Ихшидов (VII-VIII вв.) Обсерватории Улугбека (XV в.). На окраине Самарканда, на холме Кухак находится единственный в своем роде историко - архитектурный памятник – обсерватория Улугбека. Внук Амира ТемураМирзо Улугбек, получив в наследство от деда управление Мовароуннахром, успешно совмещал царственные заботы с занятиями наукой. Весь мир знает его как создателя знаменитой Самаркандской астрономической школы. Выдающимся достижением Улугбека, принесшим ему всемирную славу, был «Звездный каталог» – «ЗиджиджадидиГургани». Почти двадцать лет ученый со своим наставником Казы-Заде Руми и учениками Али Кушчи и ГиясиддиномДжамшидом вели наблюдения при помощи колоссального астрономического прибора в специально выстроенной для этой цели обсерватории. Начатая строительством в 1424 году, она уже к 1429 году была полностью закончена и оборудована. Обсерватория имела вид трёхэтажной цилиндрической постройки высотой 30,4 м и диаметром 46,40 м, и вмещала ориентированный с севера на юг грандиозный угломер — секстант радиусом 40,21 м, на котором производились измерения высоты небесных светил над горизонтом при прохождении их через небесный меридиан. Такой авторитет в научном мире, как известный французский астроном Лаплас называл Улугбека «величайшим наблюдателем» и считал, что каталог звезд и астрономические таблицы, которые он «составил сам в Самарканде, столице своих владений, – лучшие из тех, которые существовали до Тихо Браге». Ужин. Ночь в Самарканде.__ |
День 8 Москва | Ранний завтрак (или завтрак сухим пайком) в гостинице. В 03:25 Трансфер в аэропорт. Возвращение на Родину со знаниями ещё об одной богатой историей страной и культурным отдыхом. Конец тура. |
Оставить отзыв